Студенты группы А-41 завершили прохождение практики «По выбору обучающихся».Назначение данной
практики заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.
Именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности.В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.
В педагогической практике студентов важными составляющими являются:
§ способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности;
§ разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность,ее методическую оснащенность;
§ формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя
предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности.
Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:
§ развитие профессиональной компетентности педагога,
§ формирование предметной области, рефлексивной культуры;
§ овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.В ходе
педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.
Методистами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока.
Пункты анкеты |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
2016-2017 учебный год |
1. Уверенно владеет учебным материалом |
+ |
+ |
+ |
2. Качественная речь |
|
+ |
+ |
3. Ненасильственные приемы обучения |
+ |
+ |
+ |
4. Устанавливает межпредметные связи |
|
|
|
5. Использует: а) социальный опыт |
|
+ |
+ |
б) раздаточные наглядные материалы |
+ |
+ |
+ |
в) дидактические материалы |
+ |
+ |
+ |
6. Дает разноуровневые задания |
|
|
+ |
7. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов |
|
+ |
+ |
8. Поощряет: а) инициативу и самостоятельность обучающихся |
|
+ |
+ |
9. Обращает внимание на качество речи обучаемых |
+ |
+ |
+ |
10. Во время заканчивает урок, занятие |
|
+ |
+ |
11. Использует приемы педагогических технологий: а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения |
+ |
+ |
+ |
б) проблемного обучения |
|
|
+ |
в) диалогового обучения |
|
+ |
+ |
г) рефлексивного обучения |
|
+ |
+ |
д) коллективной мыслительной деятельности |
|
+ |
+ |
В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами,полученных по трем учебным годам. Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом.