Анализ учебно - производственной работы за 2021-2022 учебный год
Учебно-производственная работа в высшем педагогическом колледже осуществлялась на основе:
- Правил организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практик учебных заведений технического и профессионального образования Республики Казахстан утвержденных приказом МОН РК от 29 января 2016 года № 107 (29.09.2018).
- Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (03.05.2022)
-Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (30.12.2021)
- Государственного общеобязательного стандарта образования соответствующих уровней образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (27.12.2018)
- Типовых учебных планов и типовых образовательных учебных программам по специальностям технического и профессионального образования от 24 апреля 2013 года № 150, от 22 января 2016 года № 72, от 27 июля 2014 года № 312.
На основе вышеназванной нормативно-правовой базы в колледже в ходе практической деятельности разработаны и используются следующие документы:
- Правила организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практик учебных заведений технического и профессионального образования Республики Казахстан;от 29 января 2016 года № 107.
- Договора о проведении профессиональной практики; Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 93 и дополнен в соответствии с приказами Министра образования и науки РК от 02.11.18 г. № 611 и от 15.04.2020 № 143.
- Рабочая программа производственной практики по специальностям;
- План прохождения профессиональной практики;
- График профессиональной практики;
- Приказы директора колледжа о направлении студентов на практику;
- Расписание проведения практики и консультаций руководителей практики;
- Дневники студентов по различным видам практики.
Вся учебно-производственная работа проводилась согласно годовому плану в трех приоритетных направлениях:
Коллективом педагогического колледжа накоплен определенный опыт в организации и проведении различных видов профессиональной практики, главной целью которой являлось закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и компетенций, усвоение передового опыта и как результат повышение качества подготовки будущих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Все виды практики проведены в полном объеме. Студенты все 100% прошли практику.
Рабочие учебные программы по всем видам практики составляются методистами, обсуждается на заседании предметно-цикловых комиссий, утверждается на заседании Методического Совета колледжа и утверждается заместителем директора по УПР. (На учебных практиках учитывается интеграция с самопознанием)
Руководителями практики разрабатываются дневники студентов согласно приказу 107от 29 января 2016 года. (приложение 1 – направление, приложение 2 – Рабочий план-график профессиональной практики, приложение 3 –Дневник-отчет о прохождении профессиональной практики), но в связи с цифровизацией часть материала и документации сдается в электронном формате.
Дэмо-экзамен является хорошей подготовкой к проведению внутренних конкурсов по WorldSkiils и последующем участии в региональных чемпионатах, поэтому на следующий учебный год запланировано изменение формата проведения итоговой аттестации на получение рабочей профессии.
В этом году в конкурсе профессионального мастерства студенты колледжа участвовали в 5 компетенциях:
Результаты конкурса профессионального мастрества:
Конкурсы профессионального мастерства в 2021-2022 году принесли два первых места, начата работа по подготовке студентов для участия в республиканском этапе конкурса.
В целях совершенствования практических знаний и умений студентов по изучаемой специальности, привития необходимых практических навыков работы по будущей профессии администрацией колледжа систематически ведется работа с методистами, руководителями практики. Это инструктивные совещания по всем видам практики, собеседования с методистами, обмен опытом работы, а также участие в различного рода семинарах, посвященных как предметам в целом, так и конкурсам проф. мастерства.
2. Работа с социальными партнерами
Одним из направлений стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан является переход на мировые стандарты качества. Учебные заведения профессионального образования и обучения должны ориентироваться на производство и соответствовать настоящим и будущим потребностям работодателей.
Отсюда возрастает значение и роль социального партнерства учебных заведений и работодателей как важнейшего условия подготовки высококвалифицированных специалистов.
В высшем педагогическом колледже, города Щучинск накоплен определенный опыт социального партнерства, сложился круг партнеров, постоянно отрабатываются формы эффективного сотрудничества. Высший педагогический колледж, города Щучинск в целях подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда постоянно расширяет и развивает связи с социальными партнерами по следующим направлениям:
С начала года продолжилась работа по развитию социального партнерства, с работодателями подписано 11 договоров о сотрудничестве. Формами такого взаимодействия являлись: теоретическое обучение студентов, тренинги, семинары, совместная работа по разработке нормативных документов, участие социальных партнеров в итоговой государственной аттестации.
Создана база данных потенциальных социальных партнеров, определены формы сотрудничества с ними. Студенты педагогических специальностей проходят производственную и преддипломную практику в общеобразовательных школах, дошкольных и внешкольных учреждениях не только города Щучинска и Бурабайского района, но и других регионах нашей республики. Тесное творческое сотрудничество связывает педагогический колледж с такими базами практики как: школы – гимназии № 1,8 школа-лицей №7, средние школы № 2,3 г. Щучинска, а также ОРЦ «Discovery-Borovoe», УПП КОГ г. Щучинск, ОК «Миротворец», ОРЦ «Звездный континент». Также активно используется созданная в 2021 году лаборатория при отделении дошкольного воспитания и обучения по типу мини-центра.
Эффективное взаимодействие колледжа с социальными партнерами по всем направлениям даёт возможность успешно решать вопросы повышения качества профессиональной подготовки специалистов и обеспечения потребности рынка труда.
3.Трудоустройство выпускников колледжа
В течение учебного года администрацией колледжа проводилась целенаправленная работа по вопросам трудоустройства выпускников.
№ |
Наименование специальности |
Количество выпускников |
трудоустроено |
|||
всего |
По госзаказу |
всего |
По госзаказу |
|||
1 |
0111000 – «Основное среднее образование», квалификация: 0111083 – «Учитель иностранного языка» |
47 |
47 |
40 |
40 |
|
2 |
0101000 – «Дошкольное воспитание и обучение» 0101013 – «Воспитатель дошкольных организаций» |
24 |
24 |
18 |
18 |
|
3 |
0111000 – «Основное среднее образование», квалификация: 0111013 – «Учитель казахского языка и литературы языка» |
25 |
25 |
23 |
23 |
|
4 |
0108000 – «Музыкальное образование» 0108013 – «Учитель музыки в организациях дошкольного и основного среднего образования» |
10 |
10 |
8 |
8 |
|
5 |
0104000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» 0104023 «Мастер производственного обучения, техник-технолог (всех наименований)» |
17 |
17 |
14 |
14 |
|
6 |
0103000 – «Физическая культура и спорт» 0103023 – «Учитель физической культуры и спорта» |
49 |
49 |
40 |
40 |
|
7 |
0105000 – «Начальное образование 0105013 – «Учитель начального образования» |
41 |
41 |
35 |
35 |
|
|
Итого |
213 |
213 |
178 |
178 |
Отпуске по уходу за ребенком взяли 11 выпускниц.
Призвались с вворуженные силы РК – 9 выпускников.
За пределы РК выбыли 3 человека.
Поступают в высшие учебные заведения 8 выпускников.
В 2021-2022 продолжено сотрудничество в электронной биржей труда (https://enbek.kz/ru), с помощью которой некоторые студенты были направлены на молодежную практику, с последующим трудоустройством.
По предварительной оценке выпускники этого года в 83% случаев трудоустроены. Осложняют процесс трудоустройства нежелание студентов менять место жительства на село.
Учебно-производственная деятельность Высшего педагогического колледжа, города Щучинск за три последних года целенаправленно проводилась в трех направлениях: эффективная организация профессиональной практики, совершенствование методической работы по применению новых форм и методов практической деятельности учащихся, расширение и поиск новых социальных партнеров. Реализация деятельности педагогического коллектива и учащихся дала определенные результаты: все базы практики, сотрудничающие с нами, предоставляют рабочие места, создают условия для успешного и безопасного прохождения практики, качественного овладения азами профессионального мастерства.
Работа с социальными партнерами и базами практик, так же имеет ряд нюансов. Не все школы города имеют идеальную материальную базу, лучший педагогический состав, что значительно сокращает выбор этих баз и прослеживается в сокращении количества договоров о соц. партнерстве. В этом году, все еще не решена проблема оплаты учителям школ за работу, проводимую с практикантами колледжа. Необходимо совершенствовать формы и методы поощрения учителя, для увеличения отдачи при работе с практикантами колледжа.
Анализ предварительного трудоустройства показывает, что большая часть выпускников планируют поступать в Вузы, но при прохождении НКТ тестирования, не набирают достаточное количество баллов для получения грантов. Лишь малая часть получит гранты и продолжит обучение, остальные выпускники будут вынуждены искать работу и только затем получать высшее образование дистанционно и платно. Проведения Ярмарок выпускников для города, и для представителей и работодателей всей области, поможет выпускникам определиться с будущим местом работы.